Совсем иными глазами глядел он теперь на людей -- менее рассудочно,
менее гордо, зато с большей теплотой, с большим интересом и сочувствием.
Когда он перевозил людей обычного типа -- людей-детей, дельцов, воинов,
женщин, то они уже не казались ему чуждыми, как бывало: он понимал их,
понимал и сочувствовал их жизни, руководимой не мыслями и умозрениями, а
инстинктами и желаниями. Он чувствовал себя таким же, как они. Уже близкий к
совершенству, переживая свое последнее личное горе, он все же смотрел на
этих людей, как на своих братьев. Их суетные, мелкие желания и вожделения
перестали казаться ему смешными -- они были ему теперь понятны, достойны
любви, даже уважения. Слепая любовь матери к своему ребенку, глупая слепая
гордость отца, восторгающегося воображаемыми достоинствами своего сынка,
слепая неукротимая страсть к украшениям и жажда восхищенных мужских взоров у
молодой тщеславной женщины -- все эти ребячества, все эти простые, нелепые,
но необыкновенно сильные, живучие и властно требующие удовлетворения
инстинкты и страсти уже не казались Сиддхартхе ребячеством. Он убедился, что
люди живут ими, что ради них они совершают бесконечно многое-предпринимают
путешествия, ведут войны, претерпевают всевозможные лишения и страдания. И
он научился теперь их любить за это. Он видел жизнь, живое, неуничтожаемое,
видел Брахму в каждой из человеческих страстей, в каждом че ловеческом
поступке. Достойными любви и удивления казались ему теперь люди в своей
слепой верности, слепой силе и упорстве. Mичем они не стояли ниже, ни одного
преимущества не имел над ними ученый и мыслитель, кроме одного,
единственного: сознания, сознательной мысли о единстве всего живущего. И
подчас у Сиддхартхи даже возникало сомнение, действительно ли это знание,
эта мысль имеют такую высокую ценность, не представляет ли и это знание одно
из ребячеств мыслящих людей-детей. Во всем прочем, на его взгляд, мирские
люди стояли не ниже, а часто даже и выше мудреца, подобно тому, как и
животные, в своем упорном, не уклоняющемся в сторону стремлении к достижению
необходимого им, подчас кажутся стоящими выше людей.
А вообще всем советую.
http://lib.ru/GESSE/sid.txt