Я считаю, что мало путешествую. Можно, конечно, сравнивать и сравнения будут разные, но мое личное мнение - путешествий мало.
Украина, Россия, Литва, Латвия, Польша и Греция - ничего не забыла. И Беларусь, конечно, да.
Путешествие - один из вариантов короткой жизни, один из самых простых и очевидных - есть начало, развитие и конец. И где-то между - приключения, впечатления, цели и средства.
Самое долгое мое самостоятельное путешествие было в Украину, я посещала там гештальт-интенсив, и это было смело. Было много одиночества, купания в море одной, на безлюдном пляже докуда хватает глаз, свежее коровье молоко, добытое у бабушки-хозяйки, были болезненные осознания, модели моего мира, показанные мне терапевтом Мариной, смски Апачу из-под брызг бушующего моря и разговоры с мамой - единственным человеком из реального мира. А еще были первые осознанные медитации с Юрой - мы уходили вдвоем из пансионата, где проходили занятия, забирались на склон горы, садились под деревом и, под шум моря где-то снизу, считали дыхания. Он рассказывал про медитации, и наши прогулки всегда заканчивались быстрее, чем мне того хотелось.
Это было в 2010м. То была пора моих одиночных путешествий, через год были Остров Пропащих и поездка в Выборг (странная и неоднозначная особенно по возвращении), мини-жизни в Риттербурге, плутания по темным его лестницам и коридорам, Лида с Монахом - подаренный кусочек чужой жизни и фестиваль Белый Замок, на котором все это закончилось. А из Выборга в тот раз привезла одно из самых теплых воспоминаний о Крысе, мы отправились с ним и Ирдоратами гулять по городу и вскоре добрались до окраин, встарь город был окружен укреплениями, а теперь от них остались только кирпичная кладка да парк. Мы там окунулись в заросли дикой малины. Собирали ее горстями и жадно давили сок во рту. Спорили, как есть вкуснее - когда по одной ягодке или целой жменей. А на обратном пути, в "Веселом автобусе" увидели тоску друг у друга в глазах, посмеялись над ней и сделали вид, что ничего этого не было. Жизнь кипит, так ведь.

Самая глупая и волнительная поездка была в 2008м. Ездили с тогдашним моим мальчиком в Россию, на Кольский. Я начиталась статей про Гиперборею и Сейдъявр - горное озеро неподалеку от города Оленегорска, где добывают руду. И решила, что там мне откроется истина, что я все про себя пойму. Мне даже приснился сон, в котором я ныряла на дно этого озера, проплывала глубоко под водой и находила пещеру, в которой должно произойти озарение. К сожалению, Сейда оказалась совсем не из моих снов. Там было много людей на тропах, было +4 и постоянная туча прямо на горе. И еще - там мы пробыли всего одну ночь. Вот так хаха. И Сейдъявр я видела только издалека, даже руки не вымыла. Но озарение все же произошло - после той поездки я уже знала, что с мальчиком нужно расставаться, хоть там и вся эта любовь-морковь была в самом разгаре. Зато после Мурманска мы рванули на фестиваль в Выборге. Там стоял Орден Северного Храма, Магистр принял меня как блудную дочь, разрешил поставить палатку за одним из шатров, дал черное бархатно-кожаное платье и познакомил с ребятами.
Выглядела я в нем более чем нелепо, к тому же было дико холодно. Я мало что помню о том фестивале, кроме конного турнира, ночных посиделок и неясных разбирательств с мальчиком.


Самое авантюрное путешествие - в Грецию. Это была поездка, которая, если рассуждать в здравом уме, состояться не должна была. Мы собирались ехать куда-нибудь в Испанию с Мишей и его друзьями, а у меня за спиной сидел ревнивый женатый Игорь, грыз ногти и мечтал, наверное, о том, чтобы Миши и всех его друзей и в помине не было. А я мечтала об отдыхе, а не беготне по музеям и достопримечательностям с мальчиками. Я мечтала о Греции, как только поняла, что она реальна чуть более, чем полностью. И решать нужно было сейчас же. И я решила. Это был март, наверное. Игорь расходился с женой, а я была катализатором всех этих изменений. Он хотел сделать так, чтобы никому не было больно, чем бесил обеих своих теток - меня и жену. Я не настаивала, конечно, да и как тут настоишь, но он почему-то переменил свое решение и мы заказали билеты и гостиницу за один вечер. А потом уже были первые совсестные ночевки в его разбитой многими жизнями квартире, переезд жены, сборы-сборы-сборы, Хавьер, засыпавший снегом все наши планы, потом мой "непереезд" к нему... И, наконец, поездка. Мы шли к автовокзалу чтобы сесть в автобус до Каунаса, и тут до меня дошло, что я не знаю его. Я не знаю ничего об этом человеке, все, на чем основывалось доверие мое к нему - мороки и подвиги. Какой он по сути своей я не знаю. Какой он в кризисе - я не знаю. Как он принимает решения - я не знаю. Это была минута, когда очень хотелось сбежать. И потом уже я поняла, что основания для того были... Не слишком веские, не в масштабах одной поездки, но для всей жизни - веские.
От этой поездки, несмотря ни на что, я получила все, о чем мечтала. Цветущие луга, горы, соленый ветер, нежность солнца, улыбки, белые постели, велики и даже коней... Купание голышом в незнакомом море, вкусная еда, много любви и жизни. Неделя рая. Полеты. А потом мы вернулись в Минск. И это была уже совсем другая я, это было началом конца, хоть до конца было еще целых два месяца.

Через неделю снова отправляюсь в путешествие. В близкую Литву, в Бирштонас на долгожданные-долгомечтанные семинары по экзистенциальной психологии. Что это будет - тот еще вопрос. Снова предвижу много одиночества, но мечтаю о чем-то другом, сумашедшем и случайном. Рождественском, в теплых желтых огнях, пряных ароматах и долгих прогулках плечо к плечу в темноте. Путешествия и сказки - рядом ходят. А сказки для того и нужны, чтобы верить в них, а они за это исполняются. Жду и верю, неделя осталась всего =)