Когда я впервые приехала в Лесовичок, был еще август. Дорога - загляденье, полчаса езды по лесным дорожкам, только успеваешь смотреть по сторонам, рассмартивая почти уже осенние деревья. "Утульны" - сказал мужской голос из кабинки автобуса, и я вышла. Домик, если верить Машиным словам, должен быть виден с остановки. Но какой из них? Сориентировалась я быстро, к тому же чудесная деревянная вывеска у самого приятного глазу домика гласила "Лесовичок - Домашний детский сад". Звоночек, и - ух ты! - целый новый мир за забором - деревянный дом двух этажей, сосновый лесок за ним, ухоженный газон, прудик и много-много света. Можно ходить босиком! Это же просто мечта - работа, на которой можно ходить босиком! Показав мне дом и попутно рассказывая какие-то важные вещи, которые я, наверное, тут же забывала от избытка чувств, Маша попросила помочь к подготовке дома к началу нового года. Было странно прийти в чей-то дом и тут же начать работать. Не помню точно, но в те первые дни я что-то гладила, мыла окна и еще сгребала сосновые иголки, хоть и не понимала, зачем все это делаю и что вообще из всего этого может получиться.
В первый рабочий день, это была среда, я пришла в садик и... Очень устала. Чуть ли не первым делом мы познакомились с Денисом, он уже не первый год ходит в сад, все там знает, многое умеет и при этом безукоризненно вежлив и дружелюбен, искреннем и естественнен. Ему пять лет. "Если тут все детки такие, это место - Иерусалим для родителей!" - подумала я и отправилась выполнять какие-то нехитрые поручения. Потом приходили другие детки, и все имена запомнить было очень трудно, и ребята все были абсолютно разные, и вели себя как все порядочные дети - пытались забирать, скандалить, требовали внимания, шумели, галдели и так и норовили взять все игрушки (благо, их в садике очень умеренное количество!) и разбросать тонким слоев по всем доступным поверхностям... Под конец дня голова хотела разболеться, я не помнила, кто, что и как делал, говорил и имена детей перепутались окончательно. Маша делала какие-то комментарии относительно того, как прошел день, а я толком не могла восстановить даже свои действия, не говоря уже о том, чтобы как-то проследить за действиями детей. В те первые дни я приходила домой и ложилась спать. Если очень везло, успевала перед этим покушать или сходить в душ. В конце недели я взвыла от нехватки привычных дел, встреч и людей, и, превозмогая все на свете, пошла в гости. Сидела, чуть ли не засыпая с дцатой по счету кружкой кофе, но стоически раскладывала карточки с Эволюцией и даже выйграла, пусть и без особого энтузиазма.
После второй недели, в середине которой я сходила в конный поход, небольшой, но хороший по нагрузке, я поняла, что мне не суметь сохранить все так, как было без второй работы, мне нужно больше спать потому что я устаю, больше есть и меньше делать всего остального, иначе просто слягу. Что и случилось в конце второй недели.
В ту субботу мне нужно было работать "выездным психологом" на празднике города от Эврики. Это значило сидеть на улице и консультировать праздно шатающийся народ. Одной. В плохую погоду, было прохладно и шел дождь. Я очень не хотела идти и спала с открытым балконом ночь перед этим. И в садике детки тоже повально сморкались и покыхивали. А я тогда имела странное заблуждение насчет того, что от детей нельзя заразиться. В общем, на работу я все равно пошла, сморкуля, и потом еще неделю приходила в себя, хоть ни одну из работ решила не пропускать. Наверное, это был переломный период потому что потом, начиная со второй половины третьей недели, мне как-то полегчало. Я начала инстинктивно ориентироваться в ритме дня, успевала подмечать процессы, происходящие с детьми, познакомилась со всеми и начала завязывать с ними личные отношения... Тогда же женщина из Эврики, с которой я сейчас работаю, начала давать мне шанс отдохнуть и пораньше отпускала с работы на пару часов, за которые я успевала, хотя бы частично, прийти в себя или хоть кофе попить с друзьями или одной, что было еще ценнее.
По выходным я продолжала гнуть свое - в одно воскресенье ездили на конюшню, в другие субботу и воскресенье с Мишей рванули в Вильню, то есть отдыхать нужно было на ходу. Чем я активно занималась, отшагивая часами по городам. На шагу отлично отдыхается.
В начале четвертой недели уехала Аня, чудесная женщина, спокойная, собранная, но при этом успевающая все и везде - готовить еду, убирать со стола, общаться с детьми и участвовать в их играх, проводить утренние полянки со стишками и песенками... В общем, когда она уехала, я наконец почувствовала себя реально полезной. Что принесло мне немалую пользу) Когда на тебя сваливается больше ответственности, становишься не просто активнее, но и чутче, и быстрее реагируешь на все.
За эту неделю, четвертую, было страшновато. Меня впервые оставили одну с троими детьми, один мальчик из них рыдал, отпуская маму по делам, на мне висел обед, готовый обрушиться домокловым мечом на голову, и из средств помощи - телефон, в который можно только говорить, а это значит - тратить время. Собрав волю в кулак, спрятав по возможности весь свой ужас, я все сделала, все успела и еще разрулила ситуацию с малышом. В тот день я чувствовала себя героем, достойным памятника или хотя бы поэмы в сотню строк! А бывали дни, когда меня оставляли доготовить обед, и я успевала полчаса поваляться на теплых мягких ковриках под солнышком рядом с кошкой-Елкой, глядя во внутренний дворик на сосны или на уютные садиковы внутренности - развешенные гирлянды листьев и сушеных грибов, стульчики и столики, накрытые скатертью и стоящие на них вересковые букетики... Или сходить на улицу, подышать соснами, грибами, посмотреть на воду или просто помедитировать в тишине.
Примерно в это же время сформулировала для себя, что в садике мне не хватает спонтанности и моментов увлеченной тишины, вдумчивости. Как-то после сна и полдника Дениска притянул свою книжку про Зоков и Баду, я читала, припоминая, что у Иннерики тоже была такая книга, а детки расселись на мне, втроем - никогда бы не подумала, что на мне хватит места для троих спиногрызов! - и читала с выражением, так увлеченно, что дети, хоть и отвлекались периодически, но тут же возвращались ко мне, прося прочитать следующую и еще вот эту и эту истории. Маша тогда закончила приготовления к ужину и разлеглась рядом с нами, подложила руки под голову и я поняла, что моменты спокойствия рядом с детьми возможны. Что это непросто, но обязательно будет, именно такие моменты расслабляют и радуют. В такие моменты чувствуешь отношения с детками, прокачиваешься с ними.
Еще я заметила, как сильно отличаются дни с разными воспитателями. Насколько привыкаешь к определенной схеме работы, активности.. Когда уверен, что случись что, тебе помогут, накосячишь - простят. Это очень помогает - уверенность в том, что совершать ошибки можно, что на их основе в итоге получишь опыт и возможность сближения с людьми - родителями или детками, которые, замечая тебя на косяке, настораживаются, но начинают иметь тебя в виду. А я, под прикрытием из Маш, могу корректировать свое поведение и исправлять накосяченное.
Самый тяжелый день, по-прежнему, с самой первой недели, - это пятница. Я уже успеваю устать и настроиться на последний интенсивный рабочий день (но все равно хочется спокойствия), а в этот день Илья проводит музыкальное занятие. Я его откровенно не понимаю. Жду его с негодованием и с нетерпением жду завершения. Деткам трудно слушать друг друга, всем хочется пошуметь своими трещотками и как можно громче свиснуть с свои дудки. Филиал ада на полчаса. И как-то весь день потом так и проходит - сумбурно, шумно и под конец дети, чувствуя нашу усталость, перестают контролировать себя вовсе. Плюс от этого возбуждения хуже спят, и на пятничную уборку остается мало времени и вместо отдыха паника-паника, что ничего не успеешь. Или что голова разболится, как это было на вторую неделю, или что просто психонешь и сорвешься от бессилия на ком-то из детей. И понимаешь, что им трудно так же, как и тебе. Просто совсем по-другому трудно, но справляться сейчас самостоятельно не можешь и ищешь поддержки от старших. А они устали тоже..
В последние дни открыла в себе прям-таки стремление к готовке еды. Попытки проводить кулинарное занятие, иногда даже успешные, приготовление пирожулинок, пюре и супчиков, тушеных овощей и мяса... В общем, приятно, когда кушают с удовольствием. Когда сам доволен тем, что приготовил. Мне даже жаль своих домашних - столько вкуснятины пропускают))
Каждый день - какое-то открытие. Это и неудивительно - на работе провожу больше десяти часов в день, есть время для чего-нибудь новенького! Единственное, что огорчает - из-за строгого недельного ритма я каждый раз попадаю на одни и те же темы и упорно пропускаю другие. И из всех тем - кулинарное, рисование, лепка, бассейн (сейчас поход в лес) и музыкальное мне не нравится сейсас именно музыкальное, на которое я и попадаю. Что досадно.
В новом месяце хочу прокачаться не только по готовке и уборке, которые стали или становятся уже автоматическими, но и по сказкам. Всегда завидовала людям, которые знают наизусть сказки. Вчера уже достала с полки сказочную книжку и теперь ужасаюсь полетам народной мысли. Детям такое читать нельзя. Благо, есть из чего выбирать. Со следующей недели надо бы начать рассказывать, во всяком случае очень хочется. Продолжать развиваться в кулинарных занятиях, таки работа с тестом - мое. На полную катушку мое, я его понимаю, тесто. Заодно повод научиться делать дрожжевое для булочек с начинкой. Или еще какое хитрое найти.
В общем, хороша та работа, на которой можно делать много разных дел и с восхищением отмечать каждый свой успех, пусть даже это кажется маленьким и незначительным.
З.Ы. Спасибо Aylie за месячной давности репост вконтактике =) Какие они бывают полезные, репосты хороших людей!